Содержание статьи:
Валерий Чкалов — легенда авиации СССР, участник первого длительного, немыслимого в 30-е годы полета.
Будущий героический летчик был уроженцем Нижегородской губернии, где появился на свет в 1904 году в небольшом селе Василёво в самой обычной семье. Позже, благодаря своему великому уроженцу, село стало городом и получило новое название – Чкаловск.
Детство
Отец Валерия — Павел Григорьевич – всю жизнь трудился в артели котельщиков на судовых верфях, мать Ирина Ивановна вела дом и смотрела за детьми. Мальчик вырос сиротой – он потерял маму в шестилетнем возрасте, будучи дошкольником.
В школе не отличался особым старанием в учебе, однако у него оказался удивительный математический дар. В сочетании с отличной памятью – он запоминал огромное количество из услышанной только один раз информации – его талант хорошо помогал в учении.
Мальчик окончил семилетнюю школу и поступил в техническое училище в Череповце. Получить специальность ему не удалось: его учебное заведение закрылось по финансовым причинам.
Пришлось возвращаться в родное село без документа о среднем образовании. Подросток устроился работать вместе с отцом, потом пошел трудиться кочегаром.
Юность
Пятнадцатилетний мальчик увидел чудо – самолет. Его захватила мечта о небе, он бредил летательными машинами. По совету земляка досрочно стал бойцом Красной Армии. Так оказался на авиационном заводе.
Через два года юноша – ученик слесаря пробился на учебу в Егорьевскую школу ВВС.
В Борисоглебской авиационной школе впервые самостоятельно поднялся в небо.
Учеба продолжалась: по программе подготовки авиационных кадров был курсантом военно-авиационной школы высшего пилотажа, в Серпухове окончил высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Летать пришлось на аппаратах разного вида, в том числе боевых.
Его отмечали как пилота, летающего «очень хорошо, спокойного, дисциплинированного». Так мечта превратилась в реальность — стал квалифицированным летчиком-истребителем и начал свою профессиональную деятельность. Было ему 20 лет.
Начало летной службы
Молодой пилот попал в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова, которую летчики называли Комендантский аэродром. Из него получился отличный, умелый авиатор, который не только совершал рискованные полеты, но и отличался смелыми трюками в воздухе, что не нравилось командованию.
Вместе с эскадрильей Чкалов перебазировался на Троцкий аэродром, где довелось прослужить еще 2 года. Не только лихими воздушными трюками он отличался – особых успехов добивался при испытаниях новых самолетов, освоенных авиационной промышленностью.
Валерий выполнил такие сложные маневры, как на крыльях воздушного авианосца, впервые выпущенного в России, пронести 5 других самолетов. Вместе с конструкторами истребителей пилот удостоился наград – орденов Ленина и Красной Звезды.
Слава нашла героя
1935 год – звездный для экипажа самолета летчиков Георгия Байдукова и Александра Белякова и его командира Валерия Чкалова. Они первыми совершили длительный перелет из столицы в Петропавловск-Камчатский.
Задумка у пилотов была более смелая: показать возможности русской авиации, перелетев из Советского Союза в Соединенные Штаты. Намечался рекордный перелет. К сожалению, время было выбрано неудачное: еще свежа была неудача экипажа Леваневского, поэтому глава государства не разрешил рисковать, сократив дальность маршрута.
Через 56 часов после старта самолет с отважными летчиками прибыл в конечный пункт. Он пролетел без посадки 9375 км. Все три летчика отмечены званием Героя Советского Союза. Страна гордилась своими орлами, проявившими исключительное мужество. По возвращении в Москву их встретил лично И. В. Сталин. С этого времени имя Чкалова стало всенародно известным.
Теперь правительство СССР и генсек не боялись разрешить первоначальный маршрут – в США. Северный полюс был преодолен – самолет благополучно достиг штата Вашингтон. Его экипаж, особенно командир, стали героями страны.
Семья и гибель героя
Во время службы в Ленинграде молодой летчик встретил учительницу Ольгу Орехову, с которой связал свою судьбу. В семье было трое детей: Игорь, пошедший по родительским стопам, Валерия, Ольга, родившаяся уже после гибели легендарного отца.
1938 год ознаменовался выпуском нового военного самолета «И-180». Проводились спешные испытательные вылеты, для участия в которых заслуженный летчик отозван из отпуска.
Ас-авиатор Чкалов провел хороший вылет, но в момент посадки отказал двигатель.
Опытный пилот сумел отвести машину на безопасное для людей место, но при посадке сам получил травму головы от удара об арматуру. Она привела к смерти народного любимца.