Мистика в куклах
            
            
              
            
            
              Вадим САМОКАТОВ
            
            
              Все-таки, есть в куклах что-то мистическое. Способное напугать. Особенно если кукла сработана вручную хорошим мастером  (современные штамповки, вроде Барби, вызывают лишь ироническую улыбку). Не случайно в литературе и кинематографе действие нередко разворачивается вокруг куклы, в которую переселилась душа ее хозяина  (хозяйки) или вселился дьявол. Да, кстати, если вспомнить сказки, во многих из них также фигурируют  «одушевленные» куклы, являющиеся одним из многочисленных волшебных помощников. Например, в сказке о Василисе Прекрасной купчиха, умирая, призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:  «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета».
            
            
              По мнению многих исследователей, первые куклы были связаны с обрядами и культами умерших предков. В.Пропп пишет, что  «остяки, гольды, гиляки, орочи, китайцы, а в Европе – мари, чуваши и многие другие народы делали в память умершего члена семьи „деревянного болвана“ или куклу, которые считались вместилищем для души покойного. Изображение это кормили всем тем, что ели сами, и вообще ухаживали за ним, как за живым». И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол как изображения мертвых. В Африке, когда умирает жена и муж женится вторично, он держит в своей хижине куклу, которая представляет эту жену в потустороннем мире. Ей оказываются всякие почести, чтобы жена на том свете не ревновала к жене на этом свете. У некоторых племен краснокожих мать, в случае смерти ребенка, кладет в его колыбельку куклу, водит ее за собой, говорит с ней и проделывает все, как со своим ребенком. У негритянских племен верхнего Нила женщины, занимающиеся колдовством, делают фетишеобразные куклы, наделенные волшебной силой. В бывшей Нидерландской Новой Гвинее после смерти вырезают фигурку, при помощи которой пророчествуют. Представление, что кукла может содержать или представлять душу умершего, отразилось и в египетской магии, в заупокойном культе  (фигурки  «ушебти» или  «шауабти», помогающие в загробном мире). Русские же с помощью тряпичных куколок, размещая их в оконных проемах, избавлялись от ночниц. У алтайцев тряпичные куклы – воплощения духов предков-женщин – называются энекелер  (  «бабушка») и передаются по наследству по женской линии. Кукла, как пишут специалисты, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция  «жизнь-смерть» становится непереносимой для психики.
            
            
              Трудно сказать, каков может быть возраст первой куклы. В Чехословакии, в захоронении  «Брно-2» археологи в свое время нашли маленькую фигурку из мамонтовой кости. Ее конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Фигурке из  «Брно-2» по приблизительным подсчетам 30-35 тыс. лет. Большую известность получили египетские куклы, которые имели тщательно выточенные конечности и настоящие волосы. Множество кукол находили и во время раскопок в Греции и Италии. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины. Во время больших религиозных празднеств дети получали особенные терракотовые куколки, иногда из слоновой кости; лишь пред замужеством девушки расставались с этими подругами и накануне брака приносили куклу в жертву на алтарь Венеры.
            
            
              Нередко куклы выступали в качестве покровителей женского плодородия. В Африке у многих племен девочки при торжественном публичном праздновании половой зрелости получают в подарок куклу, которую они хранят до рождения первого ребенка. Затем молодая мать снова получает от своей матери куклу и хранит ее до второго ребенка и т.д. Тот же самый обычай существовал у наших малых народностей, например, у чукчей.
            
            
              Происхождение куклы, как пишет, например, доктор филологических наук Евгения Акуменко,  «может быть связано и с древними верованиями, которые легли и в основу средневековой европейской магии, а именно представлений об искусственно созданном человекоподобном существе  (или предмете), обладающем сверхъестественными способностями».
            
            
              Кукла также была связана с представлениями людей о том, кто, собственно, ими управляет. В Риме и Египте во время религиозных праздников по улицам носили большие фигуры богов, приводя в действие их руки и головы. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Не случайно в древнеиндийском эпосе  «Махабхарата» люди сравниваются с марионетками, так как они подобно куклам не имеют собственной воли и управляются нитками, идущими от божества. Кстати, и Платон писал, что  «каждый из нас представляет одушевленный образ, рожденный по воле богов… Страсти, двигающие нами, подобны множеству веревок, тянущих в разные стороны».
            
            
              Между прочим, кукольный театр родился из религиозных, еще языческих обрядов. В эпоху средневековья и Возрождения кукольный театр преследовался инквизицией. Христианские фанатики разрушали тела языческих марионеток, и они валялись рядом с обломками статуй Аполлона, Вулкана и Венеры. Много раз подвергались куклы запрету и физическому уничтожению, их пытали, обезглавливали и сжигали  «заживо». Знаменитый парижский марионеточник Бриоше в середине XVII в. был арестован во время гастролей в Швеции по обвинению в колдовстве, так как заставлял  (как утверждает обвинительный вердикт)  «говорить, спорить и двигаться маленькие существа, которые могли быть только дьяволами». Однако позже католичество кукольные преставления стало использовать в своих целях. Куклы стали принимать участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В храмах Италии и Испании часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов  (слово  «марионетка» как раз произошло от слова  «Марион» – Мария). Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе.
            
            
              Но со временем куклы перестали быть связаны с культами и обрядами. Со второй половины XVII в. во Франции вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки  (фигурины), высотой от 8 до 25 сантиметров. А поскольку специальных журналов, рассказывающих о новинках моды, в то время еще не было, французы создали пандор. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, аксессуары. Позже, в 60-е гг. XIX в., пандоры переродились в манекен.
            
            
              В общем, со временем кукла утратила свою мистическую сущность и превратилась просто в забаву – преимущественно детскую. И у нее тут же нашлись противники. Игру в куклы признавали вредной Локк и Руссо. А известный педагог и психолог Б.Пэре более ста лет назад писал:  «Я бы не кончил никогда, если бы захотел перечислить все несуразности, весь вред кукол для настроения и даже для мышления ребенка. Отдать все внимание маленькой бесчувственной карикатуре вместо общения с окружающей жизнью, заполнить все время только подражанию жестам и поступкам взрослых, их тону и манерам, вместо того, чтобы жить своей собственной жизнью, – разве это желательно для души и тела ребенка». Сегодня педагоги и психологи не так категоричны, хотя и признают, что от некоторых кукол  (например, от знаменитой Барби) определенный вред все-таки есть. И с этим сложно не согласиться
            
            
            18.05.2011, 900 просмотров.
            Обсудить статью на форуме