Содержание статьи:
Парцелляция в русском языке – это разбиение одного целого на дробные составляющие посредством знаков пунктуации. Делается это для того, чтобы усилить смысл высказываемого, акцентировать внимание читателя на чём-либо, придать большую выразительность, эмоциональную окраску слову/нескольким словам.
Парцелляция является одним из средств художественной выразительности, таких как:
- Анафора;
- Градация;
- Гипербола;
- Инверсия;
- Ирония;
- Литота;
- Оксюморон;
- Риторический вопрос;
- Сравнение;
- Синекдоха;
- Эпифора;
- Эллипсис.
Список этих тропов можно продолжить, но, чтобы вам стало понятней, мы привели несколько наименований. Главное уяснить, что парцелляция пришла к нам из художественной литературы. В тексте, приведённом ниже, рассмотрим этот феномен подробнее и приведём несколько примеров, чтобы иметь наглядное представление об этом средстве выразительности.
Парцелляция — синтаксический прием речи
Название синтаксического приёма — «парцелляция»- имеет французские корни. Образовалось оно от слова «parcella», что в переводе означает «частица».
По сути, выходит, что сей приём делит предложение на частички. Оно нагло и дерзко прерывает плавное течение текста, расчленяя его и предложения, из которых (как мы знаем с начальной школы) он состоит, на короткие и резкие фразы.
Благодаря ему читатель понимает важность момента, видит акценты, расставленные писателем, желающим заставить нас обратить внимание на определённые аспекты. Делается это при помощи пунктуационных знаков. Зачастую в роли «резчика» выступает всем известная точка, например:
«Он встал. Огляделся. Нашёл взглядом книгу. Подошёл. Посмотрел. Отвернулся. Вышел из комнаты.»
Но отрезки, на которые парцелляция делит полную фразу, прекрасно делятся другими знаками пунктуации:
- Многоточием;
- Знаком вопроса;
- Знаком восклицания;
- Знаками тире;
- Скобками;
- Точкой с запятой.
Например:
«Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку.»
Строение парцелляции
Парцелляция, как синтаксическое средство, имеет свои особенности. Так как она разделяет одно предложение на части, то вполне логично, что каждая из этих частей также имеет своё название. Так, можно выделить главную часть – базу.
Это часть, в которой содержится основная мысль. Пунктуационно отделённая часть носит название парцеллятом. Их на практике может быть неограниченное количество. Эта зависимая от базы фраза графически определяется как самостоятельное односоставное предложение:
«Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака» – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.
В приведённом выше предложении «кошка может стать бешеной» — является базой. Всё остальное можно отнести к парцеллятам, которых в разных предложениях может быть неограниченное количество. Зная эти особенности тропа, вы сможете легко находить и узнавать его в текстах художественных произведений знаменитых писателей.
Писатель применяет парцелляцию намеренно, чтобы привлечь читателя к какой-либо детали, сделать на неё эмоционально яркий акцент, вложить новый смысл в звучание предложения.
Цель применения парцелляции в литературе
Как мы уже выяснили, парцелляция – средство выразительности, применяемое автором в художественных произведениях. Но какую цель преследует писатель, решив грубо разорвать текучее предложение на куски? А вот такие причины заставляют его это делать:
- Фокусирование читателя на основном, главном;
- Изображение промежутков времени, создание иллюзии его длительности;
- Подчёркивание деталей общей картины;
- Воздействие на читателя интонацией, передающей эмоциональное состояние героя/атмосферы;
- Эффект внезапности действия;
- Создание контрастов, переходов, перепадов;
- Изображение внутреннего состояния персонажа.
Примеры парцелляции в художественной литературе
«Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда.» (В.Г. Распутин.)
«А вы знаете, что у,
А вы знаете, что па,
А вы знаете, что пы,
Что у папы моего
Было сорок сыновей…»
(Д. Хармс)
«Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…» (А. Фет.)
«Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
— Грабь.
— Гроб.
— Груб…»
«Что ж, выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс покойника…»
«Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришёл к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я — хороший…»
«Приду в четыре,» — сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять…»
(В. Маяковский.)
«Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами.»
«Он жил. И жил. И опять жил. И опять не так…» (П. Антокольский)
«А есть ли смыл? Значение? Суть? Зачем дана жизнь? Чувства? Эмоции? Ответь!»