Эквайринг: современный инструмент потребителей
Вспомним фильм «Любовь и голуби». Прекрасная картина. Обычному работяге выдают путевку на юг, и сборы идут полным ходом. Интересная деталь: жена героя прячет деньги в подшитом к нижнему белью кармашке – а то украдут.
Пару десятков лет назад это было нормой, но благодаря появлению пластиковых карт проблема сохранности наличных денег отпала. Все меньше людей носят с собой наличность, все больше оплачивают покупки исключительно картой.
Виной всему – появление в банковской сфере системы эквайринга.
Что такое эквайринг?
Эквайринговая система представляет из себя оплату товаров и услуг средствами со счета в банке с использованием пластиковых карт и специальных терминалов оплаты, подключенных к торговым точкам. Другими словами, эквайринг – это комбинация механизмов по сбору и анализу информации о карте, которые позволяют произвести безналичный расчет.
Для перехода на такую систему оплаты предприниматель заключает договор с банком-эквайером. После этого при совершении безналичного платежа списанные с карт средства поступают на счет банка, и с определенной регулярностью возмещаются организации-партнеру.
Выгода от такой договоренности очевидна: ответственность за эквайринг полностью перекладывается на банк, риск пострадать от фальшивомонетчиков сводится к минимуму, необходимость в услугах инкассаторов отпадает.
И все это за скромный процент, взымаемый банком за проводимые операции.
Какие виды эквайринга бывают?
В зависимости от способов безналичного расчета определены несколько разновидностей эквайринга.
- Торговый – при оплате товаров или услуг непосредственно в точке совершения сделки.
- Применяется для работы в сфере торговли, общепита и местах предоставления услуг. Банк-эквайер устанавливает так называемые POS-терминалы, обучает персонал проведению расчетных операций, занимается обслуживанием и заменой расходных материалов при необходимости. Это самый распространенный тип, предшествующий появлению всех остальных. Средний процент комиссии составляет 1,5-2% от суммы покупки.
- Интернет-эквайринг – при оплате товаров или услуг, приобретаемых он-лайн.
- Покупки через интернет приобретают все большую популярность. Выбирая подарок, удобнее пролистать пару страниц, чем обежать пару торговых центров. Еще удобнее забронировать заранее номер в отеле или оплатить билеты на самолет. Этот тип удобен отсутствием терминалов и другого оборудования. Достаточно подключиться к эквайринговой системе банка и провести небольшие изменения в интерфейсе сайта. Комиссия при таком типе немного выше – от 3 до 6%, из-за обеспечения безопасности денежных операций и защиты данных карт покупателей.
- Мобильный – при безналичной оплате при помощи мобильных терминалов.
- Мобильный – значит подвижный, и в этом преимущество этого типа. Используемый в данном типе mPOS-терминал не привязан к конкретному месту, поэтому расчет можно провести вне торговой площадки. Этот тип стремительно набирает популярность, особенно среди служб доставок и сервисов такси. Комиссия берется небольшая – в среднем 2,5%, но удобство использования таких терминалов полностью ее оправдывает.
- АТМ-эквайринг (или обменный) – вывод наличных через банкомат.
- Широко используется в повседневной жизни, самое популярное направление – вывод наличных денег с карты через банкомат. Небольшой нюанс: банки часто устанавливают комиссионный сбор за использование банкоматов или терминалов по переводу средств.
Какие у эквайринга достоинства и недостатки?
Система эквайринга широко распространена во всем мире, почти 90% сделок и покупок, совершенных не территории Европы, проводится по безналичной оплате. Россия немного отстает от этого показателя: на одну покупку с безналичным платежом приходится пять, оплаченных наличными.
Люди не спешат расставаться с наличностью, и это понятно: высок риск «засветить» данные своей карты, нарваться на мошенников, да и частые сбои в работе терминалов вызывают к такому способу оплаты услуг недоверие.
Но не все так плохо. Эквайринг это самый удобный способ оплаты на сегодняшний день. Отпадает проблема поиска наличных или сдачи, уменьшается возможность положить в кассу фальшивую купюру. Подключая эквайринг, предприниматель безоговорочно сможет поднять рост продаж, выигрывая в возможностях перед конкурентом, работающим с наличкой.
Всевозможные бонусы и cashback от банков-эмитентов побуждают покупателей совершать безналичные расчеты. Ну и конечно, крупные покупки оплачивать картой намного безопаснее, чем носить внушительную сумму наличности при себе.
Риск возникновения проблем всегда есть, ведь любая система несовершенна. Главное, понять, что необходимо исправить и работать над этим.