Валовая прибыль — что это такое?


Валовая прибыль - что это такое?

Что покажет валовая прибыль?

На первый взгляд формула расчёта валовой прибыли предприятия проста. Этот экономический показатель – разница между полученным доходом от реализации товара или услуги и их себестоимостью. Сразу отметим, что валовую прибыль не стоит путать с прибылью чистой. Последняя складывается ещё и из вычитания налогов.

Как она подсчитывается

Для точного определения валовой прибыли необходимо максимально верно подсчитать все расходы, связанные с производственной или торговой деятельностью и выявить причины их возникновения и формирования. На себестоимость продукции влияют два основных вида причин – внутренние и внешние.

К внутренним причинам относят расходы или их уменьшение, связанные с управлением предприятием и напрямую зависящие от его руководства:

  • динамика увеличения объёмов производства или товарооборота;
  • увеличение ассортиментного ряда продукции или товаров;
  • качество товаров и производимой продукции;
  • уменьшение их первоначальной стоимости;
  • оптимальное использование производственных площадей;
  • грамотная рекламная компания.

О последнем пункте следует поговорить особо. Частая ошибка начинающих предпринимателей, входящих в рынок со своим товаром или производством, — недостаточное внимание к рекламным мероприятиям.

Напрямую расходы на их проведение с производством или торговлей не связаны, но подсчёты показывают, что затраты на «раскручивание» производимого продукта или товара уже на начальном этапе помогают поднять уровень реализации на 15-20%.

Внешние причины важны не менее. На производственный и торговый процесс могут влиять причины, на первый взгляд, не связанные с непосредственным управлением:

  • местоположение производства или торговых площадей; в любом случае, место развития бизнеса всё равно выбирается; здесь (особенно в сфере торговли) большое значение будут иметь наличие и разветвлённость подъездных путей, удалённость от центра населённого пункта, окрестная инфраструктура;
  • экологическая обстановка;
  • политическая и экономическая стабильность в стране и регионе;
  • наличие в регионе поддерживающих развитие бизнеса правовых актов;
  • транспортные особенности снабжения.

Внешние причины могут тоже поддаваться относительному регулированию, если знать, например, план архитектурного развития вашего района.

Как рассчитывается себестоимость

Этот показатель имеет разные характеристики для производственных и торговых предприятий:

Он складывается из  статей расходов:

  • для производственной фирмы:
    * из стоимости сырья, материалов, топлива для транспорта;
    * фонда заработной платы с соответствующими отчислениями;
    * управленческих расходов;
    * накладных расходов;
    * отчислений на амортизацию;
    *  транспортных расходов на доставку товара до торговых точек или смежных предприятий.
  • для торговой организации:
    * из стоимости приобретенных товаров;
    * расходов на доставку;
    * заработной платы с соответствующими отчислениями;
    * стоимости аренды торговых залов и складских помещений;
    * расходов на  подготовку товара к продаже: упаковку, определение  и сортировку по сортности;
    * из стоимости рекламных мероприятий.

Надо отметить, что приведённый выше список может быть дополнен, исходя из особенностей вашего бизнеса.

Например, работодатели, особенно на начальном этапе развития фирмы, не всегда могут обеспечить работника служебным автомобилем, но его исполнение обязанностей этого требует.

В таком случае работникам приходится нести затраты (на поддержание технического состояния автомобиля, ГСМ и др.), которые работодатель обязан компенсировать. Необходимо, правда, помнить, что выплаты эти регламентированы:

  • для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя не выше 2000 куб. см — 1 200 руб./мес.
  • для автомобилей с объёмом двигателя больше – 1500 руб.

Валовая прибыль и мониторинг рынка

Для руководителя предприятия валовая прибыль – не только бухгалтерский показатель, это ещё и наглядное отражение его хозяйственной деятельности. Постоянный мониторинг в этом направлении позволяет увеличивать экономическую эффективность предприятия, особенно производственного. Необходимо постоянно следить за валовой прибылью конкурентов, повышать качественные характеристики продукции, стараясь  обойти уровень аналогичных производителей за счёт внедрения новых технологий.

Использование новых материалов для изготовления продукции может повлиять на качество. Причём, не всегда в лучшую сторону. Поэтому лучше сначала немного уменьшить валовую прибыль, закупив по-настоящему качественные комплектующие, но потом увеличение объёма продаж за счёт улучшенного качества этот показатель всё равно поднимет.

Большое значение показатели валовой прибыли имеют при разработке производственной программы предприятия.

Раньше, когда в стране была плановая экономика, такие программы были пятилетними. Сейчас каждый производственник разрабатывает свою стратегию самостоятельно, периодически внедряя тестовый выпуск новой продукции. В этих случаях рекомендуется валовую прибыль рассчитывать отдельно.

Торговые фирмы иногда пытаются повысить прибыль, повышая цены на продаваемую продукцию. Не всегда этот путь эффективен. Экономические показатели успешной работы в этой сфере основываются и на учёте возвращённого или просроченного товара. И чем выше цена, тем дольше товар будет оставаться на прилавках.

Валовая прибыль и доход

По утверждению Адама Смита доход — это сумма, которую можно потратить, не используя основной капитал. Иначе говоря, доход считается ростом финансовых ресурсов компании, а убытки  сокращение.

По этим показателям доход — экономическая производная от валовой прибыли. Правда, прибыль может формироваться и использованием основных фондов, и тогда читым показателем финансового роста может и не являться.

Впрочем, рациональное использование этих фондов неизбежно приведут и к росту доходности предприятия.